Управляющий Отделением ПФР по НАО Владимир Афонин выступил на еженедельной планёрке в администрации региона с докладом о Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года.
Владимир Иванович представил основные положения стратегии, познакомил с задачами реформирования пенсионной системы и сроками ее реализации.
Управляющий Пенсионным фондом НАО сообщил, что основными целями пенсионного реформирования являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы, расширение перечня финансовых институтов, а также достижение максимальной сбалансированности пенсионной системы.
Почему нужна очередная реформа пенсионной системы:
После реформы 2001 года, когда пенсионная система России перешла на страховые принципы, и мероприятий 2010 года, когда была проведена валоризация трудовых пенсии и осуществлен переход от ЕСН к прямым страховым взносам в ПФР, в пенсионной системе остался целый пласт нерешенных вопросов:
- отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсии на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе (если пенсионную систему не реформировать, то средний размер трудовой пенсии к 2030 году упадет до 25% от средней зарплаты, сейчас коэффициент замещения трудовой пенсии по старости - 36,2%)
- финансовая несбалансированность (снижение численности плательщиков
страховых взносов и рост количества получателей пенсий - численность
работающих и пенсионеров сравняется в 2028 году, дефицит бюджета ПФР в
2030 году будет уже 3 трлн. руб. или 2,3% от ВВП) - нарастающие риски, связанные с сохранностью и обесценивание пенсионных
накоплений, при неразвитых финансовых институтах (если сохранить
формирование пенсионных накоплений в прежнем виде с существующими
тенденциями индексации страховой части пенсии и показателями доходности
от инвестирования пенсионных накоплений, то трудовая пенсия гражданина
67 года рождения при его выходе на пенсию в 2032 году будет на 13,8% ниже, чем у гражданина 66 года рождения, не имеющего накопительной части пенсии (27941 руб. против 30928 руб.) - сохранение института досрочных пенсий в солидарной системе без определения
финансового источника страхового характера (сегодня каждый третий
выходящий на пенсию - досрочник, работодатели не несут финансовой
нагрузки за труд работников в опасных и вредных условиях)
Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в России пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам. Основными целями развития пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.
Задачи реформирования пенсионной системы:
- обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости
утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней
заработной плате; - достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия
в корпоративных и частных пенсионных системах; - обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не
ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера
трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов
пенсионера; - поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов
экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех
категорий работодателей; - обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с
источниками их финансирования; - развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными
доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное
пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение); - повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной
системы.
Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели пенсии, где:
- 1-й уровень – это трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. Она формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.
- 2-й уровень - корпоративная пенсия, которая формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Этот уровень может сформировать до 15% от утраченного заработка;
- 3-й уровень - частная пенсия - формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.
Основные принципы формирования пенсионных прав:
- адекватность пенсионных прав заработной плате / объему страховых взносов;
- учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию;
- обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного
минимума пенсионера.
- обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного
Реализация Стратегии Правительством Российской Федерации будет осуществляться поэтапно: первый этап - 2013-15 гг., второй - 2016-20 гг., третий - до 2030 года.
В настоящее время в целях реализации мер, предусмотренных Стратегией, уже приняты Федеральные законы от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» и № 242-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплат за счёт средств пенсионных накоплений».
Данными федеральными законами предусматривается:
Установление дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей, в отношении застрахованных лиц, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (списки №1 и 2);
Введение фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц, установление для самозанятых дополнительных преференций по уплате страховых взносов;
Оптимизация для застрахованных лиц с 1 января 2014 года тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;
Расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений в целях обеспечения доходности от инвестирования и сохранности средств пенсионных накоплений.
В 2013 году будут подготовлены проекты федеральных законов, направленные на совершенствование порядка формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы (новая пенсионная формула), создание механизма стимулирования граждан, выразивших намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, совершенствование механизмов индексации расчётного пенсионного капитала и размеров трудовых пенсий, и создание механизма по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам, исходя их уровня оплаты труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.
На последующих этапах реализации Стратегии (с 2014 по 2017 годы) Правительство РФ осуществит меры по уточнению правового статуса ПФР, совершенствованию системы персонифицированного учёта граждан, предоставлению пенсионных прав, совершенствованию организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов, корректировке дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.