Перевести пенсионные накопления из Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и обратно, или поменять один негосударственный пенсионный фонд на другой можно до 1 декабря 2022 года. Рассказываем, как это сделать.
Заявление можно подать в клиентской службе ПФР лично или через представителя с нотариальной доверенностью, предварительно записавшись на прием, а также в личном кабинете на портале Госуслуг при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи
Для перевода пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд, либо из одного НПФ в другой необходимо предварительно заключить с выбранным фондом договор об обязательном пенсионном страховании. Реквизиты нового договора указываются в заявлении о смене страховщика.
Напомним, переводить пенсионные накопления без потери инвестиционного дохода возможно не чаще, чем один раз в 5 лет. В 2022 году переводить средства пенсионных накоплений без потерь выгодно только тем гражданам, которые последний раз писали заявление о выборе страховщика в 2017 году, и данное заявление было рассмотрено положительно Пенсионным фондом. Кроме того, перевод накоплений без потерь буден проведен у тех граждан, кто формировал пенсионные накопления у одного страховщика с 2013 года и не менял его до 2022 года.
При обращении в клиентскую службу ПФР с заявлением о досрочной смене страховщика (чаще, чем один раз в 5 лет), гражданина проинформируют о возможной потере инвестиционного дохода. При подаче заявления через портал Госуслуг, уведомление об условиях досрочного перехода сформируется в интерактивной форме.
Если в течение текущего года от гражданина поступит более одного заявления о переходе (о досрочном переходе) или заявитель передумал переводить накопления новому страховщику, то до 31 декабря текущего года необходимо подать в ПФР уведомление о замене страховщика или об отказе от смены страховщика. При отсутствии такого уведомления, решение о переводе средств пенсионных накоплений будет принято на основании ранее поданного заявления.
Информацию о ранее поданных заявлениях (уведомлениях об отказе от смены страховщика), дате и способе их подачи, вынесенном ПФР решении можно увидеть на портале Госуслуг, а также уточнить лично в клиентской службе ПФР.
Запросить сведения о текущем страховщике, сумме пенсионных накоплений и доходе от их инвестирования можно одним из следующих способов:
- в «Личном кабинете» на сайте ПФР в разделе «Управление средствами пенсионных накоплений»;
- на Портале государственных услуг РФ, запросив «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР»;
- в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ);
- в территориальном органе ПФР по месту жительства.
— В выписке из индивидуального лицевого счета будет указано, с какого срока текущий страховщик управляет пенсионными накоплениями. От этого года и нужно считать 5-летние периоды для подачи заявления без потери инвестиционного дохода, — отмечает Наталья Гончарова, руководитель группы организации и учета процесса инвестирования ОПФР по Амурской области. — Например, в выписке указано, что НПФ является страховщиком с 25 апреля 2016 года, значит следующее заявление о досрочной смене страховщика без риска потери инвестиционного дохода можно подать в 2020, 2025 или 2030 году.
Сегодня на рынке работают 28 негосударственных пенсионных фондов, вошедших в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Их список размещён на сайте Центробанка.
Напомним, накопления есть у людей не старше 1953 г.р. (для мужчин) и 1957 г.р. (для женщин), не вышедших на пенсию, а также у участников программы софинансирования.
В 2022 году жители Амурской области уже подали более 600 заявлений о переводе средств пенсионных накоплений новому страховщику.
Колл-центр ОПФР по Амурской области — 8 (800) 600-02-38, Единый контакт-центр — 8 (800) 6-000-000 (звонок бесплатный).