Это Федеральные законы "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Первый закон возвращает Пенсионному фонду функции администрирования страховых взносов в системе обязательного пенсионного и обязательного медицинского страхования. Главной целью его принятия стало устранение лазеек по созданию задолженности по пенсионным взносам, которую допускали предприятия в отношении своих работников. С 2002 года и по сегодняшний день она превысила 800 млн. рублей. Большая часть долгов – от предприятий-банкротов, и эти средства уже вряд ли поступят на пенсионные счета их бывших работников. Схема была проста: используя временной разрыв в сроках уплаты взносов и отчетности по ним, - а это 1 год, - нечестные работодатели порой использовали средства будущей пенсии своих работников на пополнение оборотного капитала. К срокам сдачи отчетности предприятия банкротились, при этом доказать умышленное банкротство достаточно сложно.
С 2010 года отношение к должникам будет значительно строже. Полномочия ПФР будут почти такими же, что и у налоговиков. Такие права у фонда были до 2002 г. Тогда Отделению Пенсионного фонда по Амурской области удавалось довести уплату взносов до 99 %. Сейчас показатель составляет 91 %.
Во-первых, при возникновении малейшей задолженности фонд сможет проводить своевременную работу с должником. Количество проверок для исполнительных работодателей не увеличится. К тому же график будет контролировать прокуратура. В крайних случаях фонд сможет изымать задолженность в рамках своих полномочий.
Во-вторых, изменится периодичность предоставления отчетности: в 2010 году по полугодиям, а с 2011 - ежеквартально (сейчас 1 раз в год до 1 апреля). Предприятиям рекомендуется уже сейчас позаботиться о переходе на электронный документооброт. С 2010 на него должны перейти все организации численностью более 50 человек. Выявлено 778 таких предприятий, еще не заключивших необходимые соглашения. На сегодняшний день по Интернету отчеты представляют около 2000 амурских организаций.
По структуре платежей закон предусматривает отмену единого социального налога (ЕСН) и переход на страховые взносы во все три внебюджетных фонда. 2010 год будет переходным периодом, в течение которого сохранится действующая ставка взносов, то есть 20 % в Пенсионный фонд, 2,9% – в Фонд социального страхования, и 3,1% – в фонды обязательного медицинского страхования. Начиная с 2011 года - 26% будет направляться в систему пенсионного страхования, 2,9% - в Фонд социального страхования и 5,1% в фонды обязательного медицинского страхования.
Для определенных категорий работодателей переход будет происходить постепенно, до 2015 года. Это: сельхозтоваропроизводители, плательщики единого сельскохозяйственного налога, резиденты техниковнедренческих особых экономических зон, инвалиды, если они работают у обычного работодателя, либо предприятия, принадлежащие обществам инвалидов.
Второй закон существенно увеличит пенсию россиян. Будет введен механизм валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до запуска пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет умножен на 10 %. Также к нему будет прибавляться по 1 % за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года. По предварительным оценкам, каждый амурский пенсионер после валоризации получит в среднем свыше 900 рублей прибавки.
К тому же доход неработающего пенсионера с 2010 года будет не ниже прожиточного минимума, установленного в регионе (для Амурской области на сегодняшний день он составляет 4933 рубля). Если в январе сумма пенсии и всех федеральных и региональных выплат (в том числе монетизированных льгот по оплате услуг ЖКХ, телефона и проезда) окажется ниже прожиточного, то такому пенсионеру необходимо подать заявление на установление социальной доплаты к пенсии. Сколько амурских пенсионеров сможет претендовать на социальную доплату, станет известно в октябре 2009 года. Тогда Министерство социальной защиты предоставит суммы льгот по ЖКХ, которые будут монетизированы с 2010 года.
Также с 2010 года россияне, получающие пенсию по инвалидности при достижении пенсионного возраста (женщины 55 л., мужчины 60 л.) будут переводиться на трудовую пенсию по старости (если заработан минимальный стаж 5 лет), либо на социальную пенсию. При этом законодательно установлено, что размер пенсии от этого уменьшаться не должен.
В результате всех нововведений по заверениям Минздравсоцразвития к концу 2010 года средний размер трудовой пенсии россиян превысит 7,7 тысяч рублей.
В 2009 году российских пенсионеров ждет еще одно увеличение пенсий. С 1 декабря базовая часть пенсии увеличится на 31,4 %.
Всего за 2009 год пенсии будут проиндексированы четыре раза. Напомним, что первая в этом году индексация состоялась 1 марта – базовая часть трудовой пенсии и государственные пенсии были увеличены на 8,7 %. А с 1 апреля на 17,5 % была увеличена страховая часть пенсии.
В результате четырех индексаций в 2009 году средний размер трудовой пенсии по старости, которую в Амурской области получают свыше 198 тысяч человек, превысит 6 тысяч рублей. На сегодняшний день пенсия амурчан в среднем составляет 5216 рублей.
С 1 января не останется пенсий, которые вместе с другими выплатами для неработающих пенсионеров будут меньше прожиточного минимума. На сегодняшний день для пенсионеров Амурской области он составляет 4933 рубля.