Сегодня никого уже не удивишь, что в каждом учреждении есть отдельное подразделение, отвечающее за проведение закупок, хотя еще несколько лет назад мы и представить не могли перспективы развития этого направления. Как теперь осуществляются процедуры заключения контрактов для обеспечения жизнедеятельности Отделения ПФР по Алтайскому краю? В чем сложности работы? И кто эту работу организовывает? Об этом рассказывает начальник отдела по осуществлению закупок Светлана Резниченко

А начиналось всё так легко. 1999 год - закон о конкурсах на размещение заказов требовал лишь отправить извещение о проведении конкурса в специальное печатное издание. Для этого было достаточно внимания всего одного специалиста с регулярностью несколько раз в месяц.

2006 год - вступил в силу новый закон, регулирующий отношения в сфере закупок, которым были введены новые понятия и правила заключения договоров, которые почему-то законодатель обязал называть исключительно контрактами. Работать стало намного сложнее, и уже 4 юриста в составе юридического отдела, параллельно с иной работой, осуществляли необходимые процедуры, привлекая профильных специалистов практически всех отделов, участвующих в хозяйственной жизни Отделения как юридического лица.

Как все недоумевали по поводу усложнения процедур закупки товаров, работ, услуг для нужд Отделения как хозяйствующего субъекта... Знали бы мы, к какому их количеству мы придем к 2020 году.

Вместе с усложнением процедур заключения контрактов для обеспечения деятельности Отделения как хозяйствующего субъекта, стало необходимым не просто подписать контракт на бумаге, а разместить информацию на определенном интернет-ресурсе.

А каким квестом была работа на этом самом ресурсе! Нужно было не только найти волшебную кнопку, которая позволит пройти дальше и разместить ту или иную информацию в отношении проводимой закупки, но и потратить на это неопределенное количество времени, дожидаясь отклика программы. И это с учетом того, что законом определены строгие рамки сроков размещения информации, за нарушение которых установлены штрафы несоразмерные с заработной платой специалистов.

Иногда выручали УИТовцы, а зачастую, приходилось просто ждать… И, о, чудо! Через некоторое время программа вдруг понимала, что мы ждем результата и размещала информацию! А какое от этого получали удовольствие и облегчение те, кто упрашивал эту программу заработать.

2014 год - и снова изменения законодательства. Закон ставил жесткие рамки и в отношении процедур закупок и в отношении сроков размещения информации на официальном интернет-ресурсе.

Для этого требовались очень ответственные, внимательные специалисты, обладающие большой выдержкой и глубокими знаниями, влюбленные в свою работу. И такие специалисты нашлись: руководитель группы по осуществлению закупок Алексей Валерьевич Кузнецов, главный специалист-эксперт группы по осуществлению закупок Екатерина Олеговна Ященко, ведущие специалисты-эксперты группы по осуществлению закупок Ольга Валерьевна Приходько и Олеся Ивановна Штрак.

10 апреля 2014 года в Отделении была создана группа по размещению заказов, которая занималась только вопросами госзакупок.  А через два года, 4 мая 2016 года группа выросла до отдела по осуществлению закупок.  

Работать в отделе по осуществлению закупок не просто, но интересно. Помимо вопросов закупок, отдел отстаивает интересы в арбитражном суде и  в Федеральной антимонопольной службе по вопросам хозяйственной деятельности Отделения. Также отдел ведет работу с недвижимым имуществом, как Отделения, так и Управлений ПФР в городах и районах Алтайского края. 

Постоянно невозможно находиться в напряженном графике. Закупщики, так сокращенно называют специалистов, работающих в сфере закупок, создали свой свод законов Мерфи для Госзаказа. Один из пунктов этого закона гласит: «Список поправок в закон скоро превысит по объему сам закон».

Основной закон в сфере закупок принят в 2013 году, и за 7 лет было издано 66 законов по внесению в него поправок. То есть примерно 10 в год! Меняются и подзаконные акты, которых издано немало. И это цифры только в отношении законодательства в сфере закупок. А сколько изменений принимаются законодателем, которые необходимо применять, работая в других направлениях деятельности отдела, поэтому часто приходится перестраивать работу, порой - кардинально. Это требует постоянного условия - «держать руку на пульсе», непрерывно повышать квалификацию специалистов.

Но необходимо отметить, что один отдел не смог бы сделать тот объем работы, который предполагает необходимым действующее законодательство в сфере закупок. Для эффективной работы в данном направлении в Отделении создана Контрактная служба без образования структурного подразделения. Помимо сотрудников отдела по осуществлению закупок, в нее входят специалисты и начальники отделов, которые участвуют в хозяйственной жизни Отделения. Вместе мы – сила! И мы способны решить любую задачу, которую перед нами поставит жизнь и Закон.

В практике контрактной службы, хотя работа у нее ответственная и серьезная, встречаются и курьезы.

Гораздо легче создать ЗАЯВКУ, чем потом найти товар, ей соответствующий

Из законов Мерфи для Госзаказа

Да, не ошибается только тот, кто не работает! И как бы тщательно несколько специалистов не смотрели документацию об аукционе (а она проходит сложнейший, многоэтапный контроль несколькими отделами), ошибки случаются. Например, закупались стержни для шариковых ручек. И диаметр шарика ошибочно был указан, как 1 см. И все участники закупки в заявке указали, что готовы поставить такие стержни! Эх, жаль, не довелось посмотреть на них…

Даже маленький контракт  стоит  двадцати заявок на участие

Из законов Мерфи для Госзаказа

При проведении одного из конкурсов участниками закупки был поставлен своеобразный рекорд – подано 39 заявок на участие. По объему - это две полные коробки из-под бумаги для принтеров. Но это еще не все. По этому конкурсу было подано 5 жалоб, поэтому на заседания в ФАС при каждой жалобе приходилось ходить в сопровождении специалиста-грузчика из АХО…

Последняя ошибка в документации выявляется уже после ее опубликования

Из законов Мерфи для Госзаказа

В самом начале закупочной деятельности Отделение подготовило «идеальную документацию», в полном соответствии с новым законом, с учетом разъяснений специалистов в этой области. Документация была предоставлена Управлениям, чтобы облегчить их работу. Впоследствии оказалось - и свою. Уже позже в документации обнаружилась опечатка: «зявка» вместо «заявка». Но зато эта опечатка стала своеобразным маркером: Управление использовало нашу документацию, значит часть положений можно не смотреть. Впоследствии, когда документацию пришлось поменять из-за изменений закона, ее также предоставили Управлениям. И опечатка сослужила службу еще раз: по ней сразу можно было понять, что документация, присланная на проверку - еще в старой редакции.

Испытание терпением

И еще один незапланированный рекорд - самый длинный по срокам исполнения контракт. Он заключен в мае 2016 года, а расторгнут в декабре 2019-го. Подрядчик отказался его расторгнуть в добровольном порядке. И пришлось пройти судебную процедуру с экспертами, свидетелями, с подтверждением каждого нашего шага… Все это продлилось целых 2 года.

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ