В наши дни основными задачами бюджетного отдела являются планирование и анализ исполнения бюджетных средств на пенсионное обеспечение, на содержание текущей деятельности Отделения и Управлений ПФР, сбор, свод, контроль и анализ статистической отчётности, организация работы по совершенствованию структуры Отделения, подготовка предложений по заработной плате, стимулированию труда и социальных гарантий работников. Именно от грамотной, быстрой и чёткой работы бюджетного отдела зависит стабильное функционирование всех структурных подразделений. О становлении бюджетного отдела рассказывает его начальник Антонина Пономарёва.
История Бюджетного отдела начинается в далёком 1991 году, когда 23 мая образовался тогда ещё экономический отдел, первыми сотрудниками которого стали: Людмила Викторовна Шавкунова (начальник отдела) и два специалиста – Нина Александровна Задорожная и Надежда Ивановна Рузанова.
Изначальной ключевой функцией ПФР был сбор страховых взносов, целевое назначение которых - выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. В соответствии с этими функциями перед прототипом нашего отдела были поставлены следующие задачи: планирование расходов для осуществления выплат пенсий и пособий; разработка и анализ исполнения бюджетных расходов на пенсионное обеспечение и социальную поддержку отдельных категорий граждан; внедрение государственного и ведомственного статистического учёта; планирование расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Отделения; организация работы по совершенствованию структуры, составлению штатных расписаний, подготовка предложений по заработной плате, стимулированию труда и социальным гарантиям работников.
Работа экономического отдела была направлена, прежде всего, на планомерное распределение средств финансового и материально-технического обеспечения деятельности уполномоченных всего края.
Период становления — это всегда сложное время, необходимо организовывать работу с нуля. На начальном этапе работы отдела всё делалось вручную, все документы и расчёты оформлялись на бумаге и формировались в сшивы. Этот процесс был трудоемким и занимал очень много времени.
Только в 1994 году в отделе появился первый компьютер. Отчёты стали формироваться как в электронном варианте, так и на бумаге, что существенно облегчило работу отдела.
Но время идёт, жизнь не стоит на месте, и одной из ярких страниц в биографии Пенсионного фонда РФ является создание Единой пенсионной службы, когда функции назначения и выплаты пенсий были переданы Пенсионному фонду.
Новые функции потребовали изменения всей структуры. Так, в 2001 году было образовано 67 Управлений ПФР в городах и районах краях со статусом самостоятельных юридических лиц, со своими функциями, полномочиями и структурой.
И, соответственно, были созданы подведомственные структурные подразделения – отделы (группы) учета поступления и расходования средств и финансово-экономические отделы (группы) с численностью 164 человека.
Таким образом, функции экономического отдела расширились, и специалисты не только выполняли первоочередные задачи, стоящие перед отделом, но и осуществляли ежемесячный сбор, анализ и свод данных расходования средств на пенсионное обеспечение, материально-техническое содержание текущей деятельности Отделения и Управлений ПФР, как в отдельности, так и в целом по региону. Контролировали целевое использование бюджетных средств (в разрезе видов расходов, статей и подстатей бюджетной классификации), соблюдение законодательства, регулирующего трудовые отношения в части оплаты и стимулирования труда работников, штатной дисциплины, а также оказывали методическую и практическую помощь Управлениям.
Функции расширялись, объём работ увеличивался, а потому отделу выделили дополнительные штатные единицы, и с 2001 года численность отдела составила 18 человек. На работу принимались только высококвалифицированные специалисты, способные не только справиться с совершенно новыми задачами, но главное - обладающие стрессоустойчивостью.
В этот сложный период реформ и преобразований в Пенсионном фонде РФ на должность начальника экономического отдела была назначена Валентина Ивановна Куфтинова. Чуть позже экономический отдел реорганизовали в бюджетный.
Надо сказать, справедливости ради, работа коллег в тот период была сложной и напряженной. Иногда приходилось трудиться по 10-15 часов в сутки, бюджеты на содержание территориальных органов ПФР писали практически каждый месяц. В истории бюджетного отдела был случай, когда сотрудник, которому необходимо было срочно подготовить большой объем документов, ночевал в Отделении, поскольку, когда отчёт был практически завершён, то абсолютно не было смысла возвращаться домой - до начала нового рабочего дня оставалось всего три часа. Выручил диванчик в приёмной управляющего... Об этой истории, конечно, управляющий и не знает, но факт остаётся быть фактом: было дело.
Высокие темпы и большие объёмы работы требовали разработки новых методик и программного обеспечения - эффективности ради. Силами специалистов отдела было разработано 2 программных комплекса по содержанию и формированию штатных расписаний Отделения и Управлений ПФР. Данные программного обеспечения работы бюджетного отдела получились настолько эффективными и удобными, что не потеряли свою актуальность даже спустя 17 лет. Конечно, программы редактируются и меняются с учётом современных реалий, новых задач, меняющегося функционала и законодательства, но, благодаря этому, бюджетный отдел владеет огромной аналитической и статистической информацией, которая необходима не только коллегам из Отделения и территориальных управлений.
Для изучения нашего программного продукта к нам, в Алтайский край, приезжают из разных отделений нашей необъятной страны. Да, это наше достояние, и мы гордимся этим!
Я возглавляю бюджетный отдел, в состав которого входят 14 специалистов, с 2012 года. Эти годы, надо признать, тоже не были спокойными: началась оптимизация структуры Отделения и территориальных органов, с 2015 года создавались межрайонные Управления ПФР. На сегодняшний день в Алтайском крае функционирует 19 юридических лиц: Отделение, 5 Управлений ПФР в городах и районах края, 13 межрайонных Управлений. Процесс оптимизации не остановлен. Весной этого года создан Центр по выплате пенсий и обработке информации. Бюджетный отдел является одним из ведущих структурных подразделений, участвующих в разработке подобных изменений.
Специалисты отдела - профессионалы с многолетним стажем. Следует отметить, что наши сотрудники умеют не только эффективно работать, но и любят отдыхать, именно поэтому они принимают активное участие в корпоративной жизни Отделения.