События

Юбилейную рубрику продолжают воспоминания начальника отдела кадров ОПФР по Алтайскому краю Анатолия Шестакова. Как подбирались специалисты? Что послужило основой для формирования добрых корпоративных традиций? Об этом и не только повествует Анатолий Вениаминович.

 

 

 

 

Катунин

Отделение Пенсионного фонда по Алтайскому краю создано 22 апреля 1991 года, ровно через 4 месяца со дня основания Пенсионного фонда России (ПФР). На первом этапе становления в крае системы ПФР подбором кадров занимался Анатолий Катунин.

Еще до прихода на службу в Пенсионный фонд Анатолия Тихоновича знали как опытнейшего партийного организатора, главу Алтайского крайсовпрофа, человека большой души и безграничного трудолюбия, всецело посвятившего себя служению любимому делу, становлению и развитию Алтайского края.

Связав свою трудовую биографию с краевым Отделением Пенсионного фонда, он всё же успел тогда, в 1991-м, реализовать свои управленческие принципы и в новой для него должности - заместителя управляющего – начальника отдела координации деятельности уполномоченных в городах и районах края.

Именно Катунин стоял у истоков создания Отделения Пенсионного фонда по Алтайскому краю. Практически являлся главным уполномоченным ПФР, которому и было доверено сформировать кадровый состав главных уполномоченных в регионе.

Анатолий Тихонович приглашал на встречи бывших партийных, «советских» и профсоюзных работников, обладавших богатейшим опытом и организаторской работы, и кадровой работы, а также финансово-экономическими базовыми знаниями. Проводил лично собеседования. Надо признать, моральные качества и психологический портрет кадров того периода определили в целом профессиональную состоятельность всего нашего коллектива, пробудив уважение не только к каждой персоналии, но и к выстроенной системе Фонда.

Первопроходцы кадрового делопроизводства

Только в сентябре 1992 года был принят первый человек, Светлана Викторовна Янушкевич, которая и стала заниматься кадровой работой. В марте 1994 года кадровая служба уже состояла из двух специалистов по кадрам – главного и ведущего специалиста.

Вся кадровая документация на сотрудников Отделения численностью около 300 человек оформлялась этими двумя специалистами: прием на работу и увольнение, ведение трудовых книжек, личных дел каждого сотрудника, оформление всех видов отпусков…

Основная задача в то время была  - проведение работы по подбору и комплектованию штата Отделения, создание условий для эффективной работы специалистов.

Отделение тогда располагалось на проспекте Комсомольском, где в доме 80а находилось порядка 40 работников, остальные специалисты (главные уполномоченные, старшие уполномоченные, ведущие уполномоченные и уполномоченные) работали в городах и районах края, а числились по штату в отделе координации деятельности уполномоченных (ОКДУ). Рабочие моменты решались по телефону, а если требовалось – отправляли необходимые документы в кадровую службу Отделения.

И только в марте 1998 года был создан отдел кадров в ОПФР по Алтайскому краю, в котором уже четыре специалиста вели кадровое делопроизводство.

Почувствуйте разницу

А в августе 2000-го началось образование Единой Пенсионной Службы, а потому в городах и районах края были созданы самостоятельные государственные учреждения - Управления ПФР со своими специалистами по кадрам. Всего было создано 67 таких самостоятельных юридических лиц, им и были переданы трудовые книжки уполномоченных. Эти специалисты, согласно личному заявлению, были уволены в порядке перевода в созданные Управления ПФР в городах и районах края для дальнейшей работы.

Работа с территориальными органами возлагается на Тамару Николаевну Соловьеву. Начальником отдела кадров Отделения назначается Нина Валентиновна Мухортова, на плечи которой и легла организация все кадровой работы, как в Отделениях, так и в городах и районах края. Программных комплексов еще не придумали, в основном все делали вручную. Помню, когда пришел на должность начальника отдела кадров в октябре 2002 года, что первый для меня в новой должности ежегодный отчет, о составе, численности и движении работников, мы делали вручную. Да, склеивали листы формата А4, штук десять, размечали на столбцы и по всем 67 управлениям разносили информацию. Это еще не все: потом на калькуляторе складывали, пересчитывали, вновь перепроверяли. Сегодня это кажется смешным, потому как подобные отчеты мы теперь делаем с помощью программных комплексов  простым нажатием кнопки. Но тогда, вначале, все было иначе…

Традиции ваяли с нуля

Этот же период можно смело назвать временем зарождения нашей корпоративной культуры. Наверняка наши сотрудники-старожилы помнят самые первые мероприятия по празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня на лыжных базах краевой столицы, ведь в то время у нас даже не было своего конференц-зала.

Выезжали вместе на базу, проводили спортивные мероприятия, конкурсы, награждали победителей. Это однозначно способствовало ближе познакомиться друг с другом в неформальной обстановке. Коллектив вырос, в основном за счет пополнения из управлений социальной защиты населения. Кстати, этот факт в дальнейшем сыграл свою положительную роль в профессионализме всего коллектива.

Традиции придумывали и учреждали сами. Так, в 2003 году, по инициативе управляющего Отделением Бориса Трофимова, на базе Шипуновского Управления мы организовали и провели I Краевую спартакиаду работников ПФР. В этом году состоялась уже XVIII Спартакиада. Прижилась традиция. Полюбилась. Спартакиаду ждут, к ней готовятся, ее итоги бурно обсуждают и анализируют.

В декабре 2004 года разрабатывается и утверждается «Кодекс профессиональной этики работника системы ПФР». Этот документ создан не случайно, он разработан с благими целями:  повышения доверия общества к Пенсионному фонду, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения его работниками своих обязанностей, исключения злоупотреблений. Добавлю, что анализ и оценка соблюдения правил профессиональной этики являются обязательными при проведении аттестации, включении в резерв кадров, назначении на вышестоящую должность, поощрении и награждении. Как видите, важные положения Кодекса априори призваны способствовать выработке сильных сторон профессионалов среди коллег.

С заботой о кадрах

Отрабатывать формы и методы психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников нашей системы мы стали с 2005 года, чётко понимая, что профессиональная диагностика необходима не только для отслеживания динамики профессионального роста или регрессии работников, но и для определения необходимости дополнительного обучения, планирования карьеры. Это направление в отделе вели наши психологи: Анна Ивановна Притупова и Людмила Николаевна Рише.

Ровно через год был разработан пакет документов и система мер по социально-психологической адаптации вновь принятых сотрудников. Это тоже очень важно: и как показательный элемент организационной культуры, и как своеобразная визитная карточка ПФР.

К тому времени в отделе кадров работают уже семь специалистов, и все организационные процессы, включая кадровые процедуры (аттестация персонала, работа с резервом, дисциплина труда, система поощрения работников) четко регламентированы и систематизированы. А одним из важнейших направлений работы является развитие персонала, подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности.

Не секрет, сам процесс служебного продвижения и планирования карьеры – очень значим для мотивирования молодых перспективных сотрудников, приходящих к нам на работу, а потому в Отделении создается учебно-методический центр ПФР, руководителем которого назначается Ольга Александровна Чехова. Оборудовали учебный класс, установили 10 персональных компьютеров; здесь теперь и проходит подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников системы ПФР.  На базе учебно-методического центра Отделения для работников Управлений ПФР в городах и районах края, стоящих в кадровом резерве на должности начальника и заместителя начальника УПФР, организуются корпоративные курсы повышения квалификации по программе «Школа кадрового резерва», а также по программе адаптации работников Управлений ПФР в городах и районах края, принятых в предыдущем году.

Новые ориентиры

Сегодня наши специалисты проходят курсы повышения квалификации и переподготовки по профессиональным направлениям деятельности в высших учебных заведениях края, в соответствии с соглашениями о взаимодействии. Держим курс на дистанционные методы обучения с использованием компьютерных технологий.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что в 2013 году на наше структурное подразделение была возложена еще одна функция – организация работы по противодействию коррупции в ОПФР по Алтайскому краю и УПФР в городах и районах края. Это довольно масштабный пласт работы, требующий от специалистов полного погружения в тему, детального изучения всех законодательных норм и нововведений, требований, соблюдения сроков отчетности, своевременного информирования… Это направление в отделе вела Ольга Леонидовна Старцева.

Начиная с 2015 года, в крае создаются межрайонные управления: из 63-х Управлений остается 18. В этот непростой период меняется и кадровый состав нашего отдела: уходит на заслуженный отдых Татьяна Михайловна Казанцева, Тамара Николаевна Соловьева, Людмила Николаевна Рише, Ольга Леонидовна Старцева, Людмила Георгиевна Бугакова; увольняются Ольга Александровна Чехова, Анна Ивановна Притупова, Анна Аркадьевна Менделева. Но в отдел приходят новые специалисты, имеющие опыт  кадровой работы в Управлениях ПФР в городах и районах края: Ольга Михайловна Медведева, Ольга Валерьевна Раздульева, Лариса Юрьевна Фоменко, Марина Сергеевна Феклистова, Любовь Николаевна Беккер. И наш коллектив вновь готов к выполнению поставленных перед ним задач.

 

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ