По итогам переходной кампании за прошлый год почти полторы тысячи жителей Северной Осетии выразили желание сменить страховщика. При этом по всем принятым в республике заявлениям были вынесены положительные решения: 174 человек перевели свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ; 320 человек вернулись из НПФ в ПФР; 949 человек изменили выбор управляющей компании; 1 человек перешел из одного НПФ в другой НПФ.
Вместе с тем в целом по стране из 18,1 млн заявлений, поданных россиянами о выборе УК или НПФ, положительное решение было принято по 9,9 млн заявлений, по 8,2 млн заявлений (45% от общего количества) - отрицательное решение.
В связи с этим Пенсионный фонд Российской Федерации публикует статистику причин отказов в принятии положительных решений в отношении части заявлений граждан.
Важно отметить, что более 97% заявлений и договоров ПФР получает от самих негосударственных пенсионных фондов, которые при этом выступают в роли трансферагентов, имея с ПФР соответствующие соглашения о взаимном удостоверении подписей. Именно трансферагенты гарантируют ПФР достоверность заявлений и договоров ОПС, которые они направляют в ПФР.
Анализ отказов по итогам переходной кампании 2013 года показал, что многие негосударственные пенсионные фонды по-прежнему не уделяют достаточного внимания качеству представляемых в ПФР документов.
Так, наибольшее количество отказов – более 4,7 млн (57% от общего количества отказов) – приходится на заявления, в которых неверно указан страховщик, от которого гражданин пожелал перевести свои пенсионные накопления. То есть в ПФР поступило заявление, где неправильно указан страховщик гражданина в 2013 году. К примеру, в заявлении указано, что гражданин просит перевести пенсионные накопления из ПФР, в то время как его пенсионные накопления уже формируются в НПФ. Это означает, что НПФ не обеспечивают должного уровня контроля за работой своих агентов, привлекающих новых клиентов НПФ на основании обрывочных данных.
Более 1,7 млн заявлений (более 20% от общего количества отказов) не были удовлетворены, поскольку после них были поданы более поздние заявления от этих же граждан. Напомним, по закону гражданин в течение года может написать несколько заявлений о выборе УК или НПФ. Пенсионный фонд удовлетворяет правильно заполненное заявление, поданное в текущем году последним. По всем написанным ранее заявлениям выносится отрицательное решение.
Не удовлетворены более миллиона заявлений о переходе к текущему страховщику; 286 тысяч заявлений на перевод пенсионных накоплений в НПФ, которые поступили без договоров ОПС; более 400 тыс. заявлений, поданных в один и тот же день.
33,3 тыс. отказов связаны с уже состоявшейся выплатой гражданину средств пенсионных накоплений. 1,5 тыс. заявлений не удовлетворены в связи с аннулированием или приостановкой лицензии у ряда НПФ.
В настоящее время ПФР производит рассылку уведомлений гражданам, пожелавшим в 2013 году изменить способ управления своими пенсионными накоплениями, в том числе и тем гражданам, по заявлениям которых ПФР принял отрицательное решение. По всем вопросам, в том числе по вопросам неправомерного перевода пенсионных накоплений в НПФ, можно обращаться на «горячую линию» ПФР по телефону 8-800-510-55-55.
Учитывая практику предыдущих лет, Пенсионный фонд призывает ставить ПФР в известность о каждом факте возможного неправомерного перевода пенсионных средств в НПФ. Помимо «горячей линии» обратиться можно в свой территориальный орган ПФР по месту жительства или пребывания, написать письмо по адресу г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4 или же направить жалобу через online-приемную на сайте ПФР.
Пенсионный фонд также напоминает, что из-за непрекращающихся из года в год жалоб граждан на неправомерный перевод их пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды, с 2014 года подать заявление о выборе НПФ можно только в Пенсионный фонд России – в любой клиентской службе ПФР. При этом, как и ранее, необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор.