С 2020 года введена электронная трудовая книжка – новый формат хорошо знакомого всем документа. У электронной книжки нет физического носителя, поэтому ее невозможно потерять или испортить, а передача сведений в цифровом виде снижает вероятность ошибок и обеспечивает постоянный доступ к данным о трудовой деятельности.
Каждый работник мог определить, в какой форме вести трудовую книжку, бумажной или электронной, и подать соответствующее заявление работодателю.
Тот, кто подал заявление о сохранении трудовой книжки в бумажном формате, имеет право в дальнейшем подать работодателю письменное заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Таким правом в текущем году в Адыгее уже воспользовались 874 работника.
Для людей, которые впервые устраиваются на работу с 2021 года, сведения о трудовой деятельности ведутся только в электронном виде без оформления бумажной версии.
Одними из главных преимуществ электронной трудовой книжки являются: удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности; минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности; дополнительные возможности дистанционного трудоустройства; снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек; высокий уровень безопасности и сохранности данных.
Электронная трудовая книжка сохраняет практически весь перечень сведений, которые учитываются в обычной трудовой книжке:
- место и периоды работы;
- должность (специальность, профессия);
- квалификация (разряд, класс, категория, уровень квалификации);
- даты приема, увольнения, перевода на другую работу;
- основания прекращения трудового договора.
При выборе электронной трудовой книжки бумажная перестает вестись и выдается на руки работнику с записью о сделанном выборе. Работник должен обеспечить сохранность бумажной книжки, поскольку она является источником сведений о его трудовой деятельности до 2020 года. В электронной книжке сведения фиксируются, начиная с 2020 года. За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.
Просмотреть сведения электронной трудовой книжки можно в личном кабинете на сайте ПФР или на портале Госуслуг, а также через соответствующие приложения для смартфонов.
При необходимости сведения электронной трудовой книжки можно получить в виде бумажной выписки у работодателя, а также в территориальных органах ПФР или МФЦ, которыми услуга предоставляется экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы человека.
Всего в Адыгее 98 621 житель определился с выбором варианта ведения сведений о трудовой деятельности, выбор в пользу трудовой книжки в электронном виде сделали 13 405 человек.