В системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации накопительная пенсия формируется:
- за счет страховых взносов, которые уплачивали работодатели за своих сотрудников с 2002 по 2013 год (с 2014 года поступление страховых взносов на накопительную пенсию приостановлено по решению государства),
- за счет уплаты дополнительных страховых взносов в ПФР, в связи со вступлением граждан в Программу государственного софинансирования пенсии.
Сформированные пенсионные накопления могут находиться в доверительном управлении в Пенсионном фонде Российской Федерации или в негосударственном пенсионном фонде (НПФ). На практике, лишь немногие граждане контролируют состояние своих пенсионных накоплений. Проверить, у какого именно страховщика находятся средства, можно, получив выписку из своего индивидуального лицевого счета. Получить выписку можно в электронном виде на портале Государственных услуг и в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР, а также обратившись в клиентскую службу Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если гражданин доверил средства Пенсионному фонду Российской Федерации (ПФР), выбрав управляющую компанию, то в личном кабинете гражданина на сайте ПФР будет отражена вся информация, касающаяся инвестирования средств, в том числе полученный доход.
Если же пенсионные накопления переданы НПФ, то в личном кабинете на сайте ПФР будет отражаться только информация о том, в каком именно фонде находятся средства. А вот узнать их сумму, включая инвестиционный доход, нужно будет уже в НПФ.
Переводить средства из одного фонда в другой можно ежегодно, но надо помнить, что при смене страховщика чаще одного раза в пять лет, можно потерять инвестиционный доход. С 2019 года действует обязательная процедура информирования граждан о возможных потерях инвестиционного дохода.
Страховщиком, как уже было сказано выше, может быть ПФР или один из 29 НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Выбранный страховщик несёт обязательства перед гражданином по назначению и выплате накопительной пенсии.
Подать заявление о переводе средств можно не позднее 1 декабря. При этом до 31 декабря действует так называемый «период охлаждения», во время которого у граждан есть возможность поменять решение. Для этого необходимо подать в ПФР уведомление о замене страховщика или об отказе от его смены.