Правительство РФ 30 марта направило президенту В.В. Путину уточнённый вариант пенсионной формулы.
Согласно пенсионной формуле, размер страховой пенсии предлагается определять в зависимости от индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, которые рассчитываются исходя из объема страховых взносов и стоимости одного пенсионного коэффициента в этом году. Рассчитывать накопительную пенсию предлагается аналогично расчету накопительной части трудовой пенсии.
Таким образом, страховая пенсия на конкретный год в расчете на месяц будет равна индивидуальному пенсионному коэффициенту, умноженному на стоимость одного пенсионного коэффициента в этом году. Индивидуальный пенсионный коэффициент за год страхового стажа предлагается рассчитывать, исходя из соотношения фактически начисленных за год страховых взносов к их нормативному размеру. Стоимость одного пенсионного коэффициента предлагается рассчитывать как отношение объема средств на выплату страховых пенсий с учетом поступлений от страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ и трансфертов из федерального бюджета к сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов по всем пенсионерам. Утверждаться расчетная стоимость одного пенсионного коэффициента будет ежегодно законом о бюджете ПФР.
Право на страховую пенсию по старости будут получать граждане, которые (за которых) как минимум в течение 15 лет платили страховые взносы и у которых сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов составляет не менее 2,3 При этом будет стимулироваться более поздний выход на пенсию. Так, сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов предлагается увеличивать для тех, кто имеет страховой стаж не менее 35 лет: коэффициент 1 - для стажа 35 лет, далее плюсуются по 0,1 - за каждый дополнительный год страхового стажа.
К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата в размере, равном действующему фиксированному базовому размеру страховой части трудовой пенсии. К нормативному размеру фиксированной выплаты предлагается применять повышающий коэффициент при ее назначении позднее минимального страхового стажа в 15 лет.
Корректировать страховые пенсии предлагается ежегодно с 1 апреля вслед за изменением стоимости пенсионного коэффициента. Индексировать фиксированную выплату предполагается также ежегодно с 1 апреля с учетом уровня инфляции за прошедший год.
При этом предлагается не платить фиксированную выплату к страховой пенсии, пока гражданин работает. Также, если он выполняет оплачиваемую работу после назначения страховой пенсии, то перерасчет ее размера с учетом уплаченных им страховых взносов не делается. Эти две новеллы будут вводиться по истечении пятилетнего переходного периода.
Самозанятым гражданам будет предоставлено право выбирать, платить ли в течение 15 лет фиксированные страховые взносы и иметь пенсию в размере не выше величины прожиточного минимума пенсионера или платить взносы сверх фиксированного размера и получать впоследствии пенсию на уровне пенсий наемных работников.
Финансирование страховых пенсий и фиксированных выплат к ним будет осуществляться за счет общей суммы страховых взносов и трансфертов федерального бюджета в бюджет ПФР.
При этом предлагается закрепить несколько трансфертов из бюджета в ПФР на эти цели: на валоризацию, на "нестраховые" выплаты, на компенсацию выпадающих доходов от снижения тарифа страховых взносов с 26% до 22%, на погребение, компенсацию разницы между начисленными, но не уплаченными страховыми взносами, на компенсацию льготных тарифов, на ухудшение демографической ситуации и неполную уплату страховых взносов за все трудоспособное население.
Тариф отчислений на страховую пенсию сохраняется в действующем размере (22%) с учетом компенсации выпадающих доходов за счет трансферта бюджета РФ.
Для обеспечения финансирования страховых пенсий предлагается ввести уплату минимального размера страхового взноса, который определяется из расчета двукратного минимального размера оплаты труда и тарифа взносов в ПФР, увеличенных в 12 раз.
В дальнейшем предлагается установить такой минимальный размер страхового взноса, чтобы он обеспечивал выплату пенсий в размере не ниже прожиточного минимума пенсионера. До установления такого взноса недостаток тарифа предлагается возмещать за счет трансферта из федерального бюджета.
Для обеспечения пенсионных прав граждан при неблагоприятной экономической конъюнктуре предлагается создать резерв ПФР, который будет формироваться за счет части дополнительных сверхплановых поступлений при благоприятной экономической конъюнктуре до достижения объема не более 1/6 расходов бюджета ПФР в год. Также в резерв будут направляться средства граждан, принявших решение отсрочить назначение страховой пенсии, для последующего ее повышения, а также средства, сэкономленные от применения специального порядка перерасчета страховых пенсий гражданам, работающим после назначения пенсии.
Индексация страховых пенсий будет осуществляться исходя из стоимости индивидуального пенсионного коэффициента с учетом формирования резерва ПФР, но не ниже уровня инфляции. При недостатке средств резерва на индексацию ее финансирование будет обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета.
Также предлагается с 2015 года не предусматривать права на досрочную пенсию граждан, которые впервые выходят на работу с особыми условиями труда. Заменить досрочные пенсии предлагается дополнительным страхованием на случай возможной утраты заработка из-за досрочной потери профессиональной трудоспособности.
Для педагогических, медицинских и творческих работников предлагается постепенно увеличивать с 2015 года требования к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсий.
Минтруду и другим заинтересованным ведомствам поручено до 1 августа 2013 года провести общественное обсуждение этих предложений, по итогам которого они будут доработаны и представлены в виде законопроекта.