3 октября 2012 года Пенсионным фондом РФ была проведена селекторная пресс-конференция для журналистов ведущих региональных СМИ Российской Федерации «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».
Пояснения по теме пресс-конференции давали и отвечали на вопросы журналистов: статс-секретарь, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.Н. Пудов, председатель Правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.В. Дроздов. Вела пресс-конференцию начальник Департамента общественных связей и взаимодействия со СМИ ПФР М.Г. Нагога.
Участниками в студиях всех 82 региональных отделений ПФР являлись: главные редакторы, заместители главных редакторов, журналисты ведущих региональных СМИ, управляющие отделениями ПФР, пресс-секретари ОПФР.
Со вступительным словом выступил А.Н. Пудов.
Как пояснил Андрей Николаевич, Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. Стратегия разрабатывалась Министерством труда России и Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами в рамках рабочей группы при Минтруда России.
Положения проекта Стратегии широко обсуждались в средствах массовой информации, на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российском союзе промышленников и предпринимателей. С текстом Стратегии можно ознакомиться на сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).
Дальнейшие пояснения спикер давал со ссылками на слайды заранее разосланной журналистам презентации Стратегии, инфографика которой наглядно иллюстрировала ее основные положения.
Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам. То есть она обозначает курс намечаемых реформ, но не содержит конкретных частных решений.
В соответствии со Стратегией, основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.
При этом, необходимо обеспечить:
-
40%-ный коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
-
обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
-
адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей;
-
обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
-
повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
Стратегией предусматривается реализация в России трехуровневой модели:
1-й уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. (Это ныне действующая модель пенсионной системы). За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного работником заработка до 40%.
2-й уровень - корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15% от утраченного заработка;
3-й уровень - частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.
Весьма принципиально: Стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Как затем еще раз подчеркнул председатель Правления ПФР А.В. Дроздов, она не предлагает увеличения пенсионного возраста даже в завуалированной форме.
Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и, при необходимости, с учетом анализа развития экономической ситуации. Первый этап - 2013-15 гг., второй этап - 2016-20 гг., третий - до 2030 года.
Основные направления реализации Стратегии:
-
совершенствование тарифно-бюджетной политики. Ключевой принцип - обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне;
-
реформирование института досрочных пенсий. Предусматривается установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда;
-
реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы. Предлагается целый комплекс соответствующих мер;
-
развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения. Для реализации корпоративных пенсионных систем Стратегией предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат;
-
совершенствование системы формирования пенсионных прав. Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы.
В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.
Реализация Стратегии позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. В результате формируется понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.
Затем председатель Правления ПФР А.В. Дроздов дал краткие пояснения по индексации пенсий в 2013-2015 гг., бюджете ПФР, в котором заложены необходимые средства для проведения плановых индексаций, а также по стратегии развития пенсионной системы страны до 2030 года.
В рамках регламента пресс-конференции руководитель Пенсионного фонда РФ успел ответить на 18 вопросов, заданных ему представителями ведущих средств массовой информации 17 регионов. Характер задаваемых вопросов свидетельствовал о повышенном общественном интересе к состоянию и, главное, перспективам пенсионной системы в условиях новой волны мирового экономического кризиса. На все прозвучавшие в ходе пресс-конференции вопросы Антоном Викторовичем были даны обстоятельные исчерпывающие ответы. Состоявшийся разговор прошел в открытой доверительной форме и, надо полагать, внес определенную ясность в понимание сути предстоящих преобразований пенсионной системы страны, волнующих миллионы граждан Российской Федерации.
Завершая свое общение с журналистским сообществом, глава Пенсионного фонда РФ еще раз тезисно резюмировал наиболее важные, затрагивающие интересы множества россиян аспекты Стратегии и продуцируемых ею преобразований.
1. Увеличение пенсионного возраста в ближайшей перспективе на планируется.
2. Пенсионные накопления не отменяются, они лишь реформируются в корпоративные и добровольные накопительные системы. Необходимо ужесточение методов контроля за рисками пенсионных накоплений.
3. Досрочные пенсии не отменяются. Пока вводятся дополнительные тарифы страховых взносов, затем последует создание корпоративных пенсионных систем. Упор будет сделан на совершенствовании (модернизации) системы аттестации рабочих мест (в аспекте вредных и опасных условий), но без ущемления прав работающих.
Стратегия передана президенту РФ и для широкого общественного обсуждения. В том числе в Открытом правительстве, Госдуме, Общественной палате, в других институтах гражданского общества. Основные положения и механизмы реализации Стратегии, облеченные в форму законопроектов, будут подготовлены до 15 декабря т.г. и затем — рассмотрены на весенней 2013 голда сессии ГД РФ. После этого наступит непосредственно 1-й этап ее реализации 2013-2015 гг.