1.Повышение базовой части пенсии с 1 декабря 2009 года
В целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан в апреле текущего года в Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внесены изменения в части повышения базовой части трудовой пенсии по старости. В результате изменений размеры базовых частей трудовых пенсий с 1 декабря 2009 года составят:
Виды трудовых пенсий |
Размер базовой части трудовой пенсии |
Размер увеличения с 01.12.09 (руб.) |
|
до повышения (руб.) |
после повышения (руб.) |
||
по старости и инвалидности II степени |
1950= |
2562= |
612= |
по старости, достигшие 80-лет и инвалиды III степени |
3900= |
5124= |
1224= |
по инвалидности I степени |
975= |
1281= |
306= |
по случаю потери кормильца |
975= |
1281= |
306= |
круглые сироты |
1950= |
2562= |
612= |
«северяне» имеющие 15 летний стаж в РКС |
2925= |
3843= |
918= |
«северяне» имеющие 20 летний стаж в МКС |
2535= |
3330.60 |
795.60 |
Кроме этого, при наличии иждивенцев размер увеличения будет составлять от 816 рублей до 1836 рублей, в зависимости от вида получаемой пенсии и количества иждивенцев. В связи с тем, что пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются в процентном отношении от базовой части трудовой пенсии, с 1 декабря 2009 года подлежат увеличению на 31.4% размеры пенсий по Федеральному Закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В следующем году по предварительным оценкам Правительства пенсия вырастет на 46%, а ее средний размер составит около 8 тысяч рублей.
В будущем году пенсионную систему вообще ждут большие перемены. C 1 января будет проводиться валоризация пенсионных прав граждан, единый социальный налог будет заменен страховыми взносами, а минимальный размер пенсии с учетом социальных выплат будет доведен до уровня прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.
2. Валоризация пенсий
Валоризация пенсий – это повышение пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до 1 января 2002 года. При этом валоризация коснется не только действующих пенсионеров, но и граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 года и пока еще не достигших пенсионного возраста. Таким образом, валоризация – это возврат пенсионного долга людям, работавшим в советское время.
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав..
Для каждого гражданина повышение пенсионных прав будет осуществлено индивидуально в зависимости от трудового стажа.Пенсионные права граждан до 1 января 2002 года, отражены в размере страховой части трудовой пенсии, поэтому у пенсионеров увеличению будет подлежать только страховая часть трудовой пенсии.
Валоризация носит беззаявительный характер. Перерасчет размера пенсий будет производиться ПФР в автоматическом режиме с учетом всех имеющихся в пенсионном деле документов.
Личное присутствие гражданина потребуется только в том случае, если он выразит желание включить в пенсионное дело дополнительные годы трудового советского стажа, неучтенные ранее.
3.Социальные доплаты до регионального прожиточного минимума
С 2010 года будет законодательно установлено, что сумма пенсии с учетом других социальных выплат (ЕДВ, дополнительного материального (социального) обеспечения и мер социальной поддержки граждан, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, в денежном выражении), установленных пенсионеру должна быть не меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания. Для этого неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума будет назначаться и выплачиваться федеральная и (или) региональная социальная доплата к пенсии.
В настоящее время средний размер трудовой пенсии уже превышает федеральный прожиточный минимум пенсионера (к концу 2009 года превысит его на треть). В то же время, у ряда пенсионеров размер пенсии меньше, чем средняя трудовая пенсия. Прежде всего, это относится к получателям трудовых и социальных пенсий по случаю потери кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи и пенсий по инвалидности 3 группы. Именно эти категории граждан и станут основными получателями данного вида доплат.
Размер федерального прожиточного минимума пенсионера будет устанавливаться ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации устанавливается ежегодно законом субъекта РФ и доводится до сведения Пенсионного фонда РФ.
Выплата социальной доплаты к пенсии будет производиться одновременно с пенсией.
Для получения социальной доплаты к пенсии неработающему пенсионеру необходимо подать заявление в территориальный орган ПФР по месту проживания о назначении федеральной социальной доплаты к пенсии, а если региональный прожиточный минимум выше федерального прожиточного минимума, то заявление кроме этого необходимо подать и в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, который будет доводить социальную доплату к пенсии до уровня прожиточного минимума региона.
Для детей-инвалидов и детей, не достигших возраста 18 лет, после назначения пенсии по случаю потери кормильца Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или Федеральном законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - законодательством предусмотрено установление социальной доплаты к пенсии в беззаявительном порядке.
4. Изменение порядка установления пенсий инвалидам
С 2010 года пенсия инвалидам будет устанавливаться в зависимости от группы инвалидности, а не от степени ограничения трудоспособности, как было ранее. Это позволит увеличить размер пенсии тем, у кого группа инвалидности выше, чем степень ограничения трудоспособности, а также назначать пенсию инвалидам, не имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности.
Кроме этого, трудовая пенсия по инвалидности будет назначаться на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня назначения трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) либо до дня достижения возраста (55 лет – женщины и 60 лет мужчины), при наличии пяти лет страхового стажа, а при отсутствии права на трудовую пенсию по старости - до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"(60 лет – женщины и 65 лет - мужчины). Пенсия по старости назначается без заявления по материалам пенсионного дела, а пенсионер уведомляется о назначении пенсии по старости или социальной пенсии.
5. Объединение базовой и страховой части пенсии.
С 2010 года вводится фиксированный базовый размер страховой части пенсии. Он будет входить в состав страховой части трудовой пенсии, по старости и соответствовать размерам базовых частей трудовых пенсий установленных на 31.12.2009 в зависимости от вида пенсии. Индексация фиксированного размера будет производиться постановлениями Правительства Российской Федерации в зависимости от роста средней заработной платы по стране и доходов ПФР.
С 2015 года при назначении трудовой пенсии по старости фиксированный базовый размер страховой части пенсии будет повышаться на 6% за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, и уменьшаться на 3% за каждый год, недостающий до 9 лет.
Длительность требуемого страхового стажа будет увеличиваться ежегодно на один год, пока не достигнет нормативной величины – 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. Переходный период нужен для адаптации данной нормы для тех, кто начал трудовую деятельность в 1990-2000 годы.