1 января 2010 года в Российской Федерации начинается очередной этап совершенствования всей системы социального страхования граждан, в том числе и пенсионного. С указанной даты вступают в силу федеральные законы от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которые, в числе прочих изменений, меняют порядок взаимодействия страхователя с Пенсионным фондом.
С 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменяется страховыми взносами в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда медицинского обязательного пенсионного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
С принятием нового законодательства, пенсионная система с 2010 года переходит на страховые принципы. В отличие от ЕСН — налога, который поступал в федеральный бюджет, страховые платежи будут поступать напрямую в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определенным категориям страхователей переход к полной ставке страховых тарифов будет плавно растянут во времени до 2015 года. Это касается сельхозтоваропроизводителей, плательщиков единого сельскохозяйственного налога, резидентов техниковнедренческих особых экономических зон, предприятий, использующих труд инвалидов, и предприятий, принадлежащих обществам инвалидов.
В течение календарного года работодатель исчисляет обязательные платежи по страховым взносам по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и других вознаграждений в пользу работников. Ежемесячные обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Ежеквартально, до 1-го числа второго календарного месяца,следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда отчетность в виде Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Если среднесписочная численность работников организации за предшествующий год (2009) превысила 100 человек, то страхователь обязан представлять расчеты в электронном виде по установленным Пенсионным фондом форматам с электронно-цифровой подписью. С 2011 года аналогичная обязанность будет у страхователей со среднесписочной численностью 50 и более работников.
После отмены ЕСН с 2010 года администрирование страховых взносов переходит от налоговых органов к Пенсионному фонду Российской Федерации и Фонду обязательного социального страхования, т.е. контроль за уплатой страховых взносов будут осуществлять ПФР и ФСС. При этом Пенсионный фонд Российской Федерации будет одновременно контролировать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Органами Пенсионного фонда будут проводиться камеральные и выездные проверки плательщика страховых взносов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения территориального органа Пенсионного фонда в течение трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по страховым взносам.
Законом предусмотрено проведение камеральных проверок после представления квартальной отчетности. Периодичность проведения выездных проверок предусматривается не чаще, чем один раз в три года.
Новое законодательство наделяет ПФР полномочиями по осуществлению зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм излишней уплаты страховых взносов, территориальный орган Пенсионного фонда, обязан сообщить об этом страхователю в течение 10 дней. В свою очередь, страхователь может написать заявление в орган Пенсионного фонда, чтобы зачесть эти излишне уплаченные суммы в счет предстоящих платежей.
Однако Пенсионный фонд вправе принять решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения пеней или штрафов. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у страхователя задолженности осуществляется только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности. Заявление о зачете или возврате этой суммы страхователь может подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно новому законодательству обязанность по взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также пеней и штрафов, возложена на Пенсионный фонд.
Если страхователь не уплачивает или не полностью уплачивает страховые взносы в установленный срок, территориальный орган Пенсионного фонда направляет требование об уплате недоимки, пеней или штрафов в добровольном порядке. При неисполнении требования принимается решение о взыскании денежных средств со счетов страхователя в банках в бесспорном порядке. В этом случае в банк направляется поручение о списании денежных средств и их перечислении на счет Пенсионного фонда.
Если на счете плательщика нет достаточной суммы или денежные средства отсутствуют, Пенсионный фонд вправе взыскать страховые взносы за счет имущества страхователя, направив в службу судебных приставов соответствующее постановление. В рамках исполнительного производства служба судебных приставов наложит арест на имущество и выставит его на торги.
Сегодня Пенсионный фонд Российской Федерации работает над созданием системы администрирования страховых взносов, которая не копировала бы подходы, ранее применявшиеся в ПФР или используемые в настоящее время в ФНС России, а основывалась бы на современных информационных и организационных технологиях и была высокоэкономичной.
С этой целью формируется сквозная технология электронного взаимодействия органов ПФР со страхователями, включающая в себя:
- прием отчетности от страхователей в электронной форме с электронной цифровой подписью (отчетность о страховых взносах и отчетность по персонифицированному учету);
- программный контроль отчетов страхователей по страховым взносам (камеральные проверки) с передачей протоколов и актов страхователю в электронной форме по каналам связи;
- предоставление страхователю возможности видеть состояние приема его отчетности в ПФР на портале ПФР в защищенном режиме;
- формирование информационной базы для сотрудников ПФР, выходящих на выездную проверку страхователя;
- передачу инкассовых поручений на взыскание задолженности страхователя в электронной форме;
- передачу в электронной форме в ФССП России постановлений органов ПФР об обращении взыскания на имущество должника;
- предоставление возможности каждому застрахованному лицу иметь доступ к его персональным данным в Пенсионном фонде Российской Федерации, включая данные об уплаченных за него работодателем страховых взносах. В данном направлении работ у ПФР имеется серьезный задел. В текущем году в республике из 176 тысяч отчетных документов страхователей по персонифицированному учету более 129 тысяч (73,7%) принято в электронной форме с электронной цифровой подписью.
По всем вопросам, касающимся реализации федеральных законов от 24.07.2009 №212-ФЗ и № 213-ФЗ можно получить ответы, обратившись в Отделение ПФР по РА по телефонам 53-37-95, 53-41-19 либо в Управления ПФР в городах и районах республики.
Пресс-служба Отделения ПФР по Республике Адыгея