С 2020 года в России введена электронная трудовая книжка – новый формат документа, который обеспечивает постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности и открывает для работодателей новые возможности кадрового учета. Переход на электронные трудовые книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо.
В соответствии с постановлением Правительства от 19 июня 2020 № 887 «Об особенностях правого регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году» продлены сроки работодателям по 31 октября 2020 года включительно, для вручения уведомлений сотрудникам о праве выбора между бумажной и электронной трудовой книжкой. Уведомление должно быть оформлено в письменном виде и передано сотруднику лично в руки под подпись в получении документа. Если нет возможности передать уведомление лично, его можно направить по почте обязательно заказным письмом с уведомлением.
Работникам в свою очередь необходимо определиться, хотят ли они и в дальнейшем использовать бумажные трудовые книжки, до 31 декабря текущего года.
При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.
Электронная трудовая книжка не предполагает физического носителя и реализована только в цифровом формате. Просмотреть сведения электронной книжки можно в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России или на портале Госуслуг, а также через соответствующие приложения для смартфонов.
При необходимости сведения электронной трудовой книжки будут предоставляться в виде бумажной выписки. Предоставить ее сможет нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также управление Пенсионного фонда России или многофункциональный центр госуслуг (МФЦ). Услуга предоставляется экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы человека.
В Адыгее на сегодняшний день электронный формат трудовой книжки выбрали 2 216 работающих граждан.
Сведения о трудовой деятельности (по форме СЗВ-ТД) организации представляют в случаях, если в отчетном периоде происходили кадровые мероприятия: прием на работу, перевод работника на другую должность, увольнение, а так же если работник подавал заявление о выборе формы ведения трудовой книжки.
При этом следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 г. № 590 «Об особенностях порядка и сроках представления страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц» работодатели, начиная с 27.04.2020 и по 31.12.2020 (включительно), в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица представляют сведения о трудовой деятельности в Пенсионный фонд России не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.
Сведения для электронных трудовых книжек направляются всеми организациями и предпринимателями с наемными работниками. Самозанятые граждане не представляют отчетность о своей трудовой деятельности. Передача сведений происходит в рамках существующего формата взаимодействия работодателей с территориальными органами Пенсионного фонда.
По состоянию на 20.07.2020 работодатели Адыгеи направили в территориальные органы Пенсионного фонда России в республике сведения о трудовой деятельности на 42 199 человек. Сведения для электронных трудовых книжек поступили от 3 404 работодателей.
Более подробную информацию об электронных трудовых книжках можно найти в специально отведенном разделе на сайте Пенсионного фонда России (http://www.pfrf.ru/etk), где есть не только нормативно-правовые основания, но и формы отчетности, а также ответы на самые распространенные вопросы о нововведениях.