Пенсионный фонд России подвел итоги кампании по переводу пенсионных накоплений между НПФ и управляющими компаниями в соответствии с поданными в 2020 году заявлениями граждан. Подробнее  об этом в интервью  рассказывает  Валентина Калашникова,  руководитель группы организации  и учета инвестирования  Отделения ПФР  по Бурятии.   

- Насколько активно в 2020 году граждане переводили свои накопления?

- В целом по Российской Федерации уже несколько лет подряд происходит сокращение количества  заявлений о переводе средств пенсионных накоплений. Так, за 2020 год в ПФР поступило 129,8 тыс. заявлений, что в 2,7 раза меньше по сравнению с кампанией 2019 года, когда было принято 345 тыс. заявлений.

- С чем это связано?

 - Одной из главных причин является то, что часто менять страховщика не выгодно, т.к. при этом можно потерять инвестиционный доход. Производить смену рекомендуется не чаще 1 раза в 5 лет. Еще одной причиной снижения количества заявлений, является ограничение каналов их подачи. Так, в 2020 году заявления, в основном, поступали от граждан при личном обращении в территориальный орган ПФР, а для подачи заявления через портал госуслуг необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись.

- По Республике Бурятия наблюдается такая же тенденция?

- У нас в республике картина противоположная - в 2020 году наблюдался рост заявлений по сравнению с 2019 г. на  12 %. Так, за 2020 год поступило 829 заявлений, а в 2019 – 739.

- Получается жители республики более активные?

- Основной причиной роста заявлений послужило то, что у многих граждан в прошлом году оканчивался 5-летний срок для смены страховщика, происходила фиксация инвестиционного дохода и именно в этот год они могли перейти в другой фонд или в ПФР без потери инвестиционного дохода. И многие такую возможность не упустили.

- Каким фондам граждане отдают предпочтение?

- В целом по Российской Федерации больше половины участников переходной кампании перевели накопления из НПФ в ПФР. Такой выбор сделали 71,5 тыс. человек или 56,5% всех участников. Из одного НПФ в другой перешли 38 тыс. человек (30,1% участников). Меньше всего переходов было сделано из ПФР в НПФ – 15,8 тыс. или 12,5%.

В Республике Бурятия доля граждан, пожелавших перейти из НПФ в ПФР выше, чем по РФ, и составила 94,7 % (785 граждан). Доля тех, кто сменил один НПФ на другой, составила 3,7 % (31 заявление). Меньше всего желающих было перейти из ПФР в НПФ (2 заявления, 0,2 %). Кроме того, 11 граждан решили поменять управляющую компанию внутри ПФР. Напоминаю, что для смены управляющей компании не нужно выжидать 5 лет, менять можно хоть каждый год – инвестиционный доход при этом сохраняется в полном объеме.

Без потери дохода менять фонд могут и те граждане, чей фонд реорганизуется. В таких случаях закон позволяет клиентам НПФ в течение месяца перейти к новому страховщику без потери инвестиционного дохода, даже если это произошло раньше пяти лет. По Российской Федерации  в связи с реорганизацией поменяли НПФ 1,7 тыс. человек.

- Все ли заявления граждан были удовлетворены?

- В целом по стране процент положительных решений составил 85%. В сравнении с предыдущей переходной кампанией доля положительных решений увеличилась (в 2019-м составляла 80%), на что также повлияли принятые ранее изменения в правила перевода. Благодаря им за последние два года в Пенсионный фонд стало подаваться меньше заявлений с ошибками и нарушением закона и, как следствие, выноситься меньше отказов.

По Республике Бурятия доля положительных решений высокая и составляет 92,6 %.

 

- А по каким причинам могут отказать в переводе накоплений?

- Основной причиной отказов является подача заявления о переходе после обращение гражданина за выплатой средств. Если гражданин уже обратился в ПФР или в НПФ за выплатой, то дальнейший перевод остатка средств заблокирован. По этой причине по республике вынесено  43 отказа. Но это не единственная причина. К примеру,  10 граждан в течение года сами передумали менять страховщика и отозвали свои заявления, 8 заявлений поступило с отложенной датой рассмотрения – по ним еще не подошел срок, по 4 заявлениям – иные причины. В целом по России возможностью отозвать заявления воспользовались 3,4 тыс. граждан.

- В какие сроки рассматриваются заявления?

- Все поданные гражданами заявления были рассмотрены Пенсионным фондом в срок до 1 марта 2021 г., до 31 марта осуществлялся перевод средств. В этом году Пенсионный фонд России передал в НПФ 1,5 млрд. рублей и еще 0,2 млрд. рублей перераспределил между управляющими компаниями, которые работают по договору с ПФР. В свою очередь из негосударственных фондов в Пенсионный фонд России поступило 5,3 млрд. рублей. Эти средства были переданы в государственную управляющую компанию ВЭБ.РФ и частные управляющие компании.

- После подведения итогов переходной кампании, какое теперь соотношение граждан, формирующих накопления в НПФ и в ПФР?

- По итогам переходной кампании число россиян, которые формируют накопления в Пенсионном фонде России, выросло до 38,5 млн. человек, число клиентов негосударственных пенсионных фондов сократилось до 37,2 млн.

- Что делать, если гражданин не помнит, где находится его накопительная пенсия?

- Узнать, где формируется накопительная пенсия можно в выписке из индивидуального лицевого счета. Получить выписку можно на портале госуслуг, в личном кабинете на сайте ПФР или в МФЦ. Также, можно воспользоваться мобильным приложением ПФР (сведения о пенсионных накоплениях будут в разделе  «Состояние индивидуального лицевого счета/Информация о пенсионных накоплениях»). Также из выписки можно узнать, сколько средств у вас накоплено.

- А каким образом можно поменять фонд?

- Если Вы желаете перевести накопления в НПФ, то нужно до 1 декабря:

  • заключить с выбранным НПФ договор;
  • подать в ПФР заявление о переходе, предъявив реквизиты договора с НПФ.

Если Вы желаете перевести накопления в ПФР, то достаточно только до 1 декабря подать в ПФР заявление.

Принимая решение о переводе пенсионных накоплений, важно помнить, что делать это рекомендуется не чаще одного раза в 5 лет, иначе Вы можете потерять накопленный инвестиционный доход.

Если Вы являетесь клиентом ПФР, то у Вас также есть возможность повысить доходность Ваших пенсионных накоплений. Для этого Вы можете внутри Пенсионного фонда выбирать разные Управляющие компании. Их на сегодня 17. И делать это можно хоть каждый год –  инвестиционный доход при этом не теряется. Заявление о смене Управляющей компании внутри ПФР  принимаются  до 31 декабря.

 

- Какие есть способы подачи заявления?

- Прием заявлений осуществляется в любом территориальном органе ПФР вне зависимости от прописки. Заявление можно подать и в электронном виде через портал Госуслуг, но при этом его нужно будет подписать усиленной квалифицированной электронной подписью. В целях защиты прав застрахованных лиц, с этого года у граждан появилась возможность запретить Пенсионному фонду рассматривать заявления, поданные от его имени в ПФР любым способом, кроме его личного обращения.

 

- А если я подал заявление о переводе средств, а потом передумал. Как быть?

- Да, такие случаи бывают. Если Вы подали заявление о переводе накоплений, но впоследствии передумали, то можно до 31 декабря обратиться в ПФР и отозвать свое заявление.

- Когда и как можно получить накопления?

- На накопительную пенсию повышение пенсионного возраста не распространяется. Обратиться за выплатой средств можно: женщинам в 55 лет, мужчинам в 60 лет, работники льготных профессий (врачи, учителя) - сразу после выработки льготного стажа.

Виды выплат:

- единовременная выплата (если накопительная пенсия меньше 5 %);

- накопительная пенсия (для участников программы государственного софинансирования пенсии);

- накопительная пенсия;

- выплата правопреемникам.

Обращаться за выплатой нужно к тому страховщику (НПФ или ПФР), у которого формируется Ваша накопительная пенсия.  Бесплатный номер Единого колл - центра ПФР  8800 600 03 51.

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ