Система социальной помощи в России перейдёт в электронный формат и будет работать по принципу социального казначейства. Это позволит упростить для людей получение пенсий, выплат, пособий, компенсаций без хождения по различным инстанциям, сбора документов и справок.
Для решения этой задачи Правительство РФ утвердило Концепцию цифровой трансформации социальной сферы. В течение пяти лет будет создана единая цифровая платформа, которая позволит автоматически предоставлять помощь всем, кто в ней нуждается.
В условиях перехода к цифровой экономике каждое социальное ведомство, предоставляющее госуслуги гражданам, проводит большую работу по упрощению правил назначения мер социальной поддержки, переводит в цифровой формат сведения, совершенствует электронные сервисы и межведомственное взаимодействие.
Так, цифровая трансформация является приоритетным направлением в деятельности Пенсионного фонда РФ. Проактивное и дистанционное предоставление госуслуг по назначению пенсий, социальных выплат, сведений из системы персонифицированного учета, материнского капитала, а также дистанционное консультирование клиентов, в том числе с применением искусственного интеллекта, уже в большинстве случаев делают необязательным для граждан посещение клиентских служб ПФР.
В частности, Пенсионным фондом созданы условия и организована работа по ведению электронного пенсионного процесса. Речь идет о назначении пенсий исключительно на основании документов в электронном виде, начиная от приема соответствующего заявления гражданина и заканчивая вынесением решения. Кроме того, с прошлого года беззаявительно оформляются сертификаты на маткапитал, СНИЛС на новорожденных детей и ежемесячная денежная выплата при установлении инвалидности.
Упрощение процедур, отказ от бумажных справок стало возможным во многом благодаря использованию сведений, находящихся не только в системе ПФР, но и в государственных информационных системах ФРИ, ЕГР ЗАГС и ЕГИССО.
К примеру, в личном кабинете ЕГИССО граждане могут ознакомиться информацией по уже назначенным ему мерам социальной поддержки. О положенных мерах поддержки уведомление приходит в личный кабинет на портале Госуслуг. Для этого гражданину нужно подать согласие об информировании посредством ЕГИССО по трем жизненным событиям: рождение ребенка, установление инвалидности и наступление пенсионного возраста. Согласие подается также через Госуслуги.
Для органов исполнительной и муниципальной власти информационная система необходима для финансового планирования и контроля над бюджетными расходами на социальную защиту и поддержку населения как по региону в целом, так по каждому муниципалитету в отдельности. А в ближайшей перспективе на основании сведений ЕГИССО федеральный центр начнет определять потребность в бюджетных ассигнованиях для финансирования социальной сферы по каждому субъекту федерации.
Поэтому задача по своевременной и полной загрузке информации в ЕГИССО является на сегодня важнейшей для исполнения обязательств в сфере социальной защиты населения и повышения материального благополучия нуждающихся в помощи жителей республики.
Стоит отметить, что в правительстве Бурятии понимают значимость ЕГИССО и потенциал государственной информационной системы. В региональном сегменте системы зарегистрировано 32 поставщика информации. Это министерства, ведомства, администрации муниципалитетов, а также ВУЗы и колледжи.
Кроме ПФР, оператора ЕГИССО, загрузку сведений поставщиками информации координирует межведомственная рабочая группа под председательством зампреда правительства республики Вячеслава Цыбикжапова. Под его личным контролем проведен анализ правовых, информационно-технологических и организационных механизмов, связанных с работоспособностью ЕГИССО.
Так, полностью решена проблема с несвоевременностью загрузки поставщиками сведений по назначенным мерам социальной поддержки. Утверждена форма представления информации и с 2021 года поставщики регулярно загружают сведения в разрезе мер социальной поддержки.
Это не только ускорит их назначение. Благодаря актуальным сведениям, при назначении пособий и выплат граждан больше не «гоняют» по инстанциям за справками – ведомства берут всю необходимую информацию в государственных информационных системах или могут обменяться информацией в рамках межведомственного взаимодействия.
Кроме того, сведения из ЕГИССО были успешно использованы при беззаявительном назначении единовременной выплаты на детей до 7 лет включительно, которая массово выплачивалась Пенсионным фондом в декабре 2020 года по Указу президента РФ № 797. В ходе подготовки к выплате фонд произвел автоматическую сверку базы получателей выплаты со сведениями в ЕГИССО, в которой уже содержится актуальная информация о лишении, восстановлении, ограничении и отмене ограничения родительских прав, об опекунах и попечителях, имеющих право на получение мер социальной поддержки, о лицах, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными.
При этом массив сведений из опеки и попечительства был загружен, начиная с 1970 года и по настоящее время. Это стало возможно также благодаря личному содействию зампреда правительства РБ Вячеслава Цыбикжапова, который не только организовал оперативную работу по загрузке информации, но и привлек к этой работе органы ЗАГС республики, которые восполнили недостающие сведения о лишении родительских прав из своих информационных баз. Сейчас этот массив активно используется и при назначении ежемесячных денежных выплат из средств материнского капитала, и при установлении ежемесячных выплат на детей от 3 до 7 лет органами соцзащиты региона.
На муниципальном уровне по направлению работы с ЕГИССО уже складывается традиция здорового соперничества. А решение отмечать муниципалитеты за полную и своевременную загрузку информации в систему принято было в ходе одного из заседаний межведомственной рабочей группы. И вот уже администрация Баунтовского района поделилась с коллегами своими успешными результатами в организации работы с ЕГИССО. И это очень радует.