События

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала – сегодня является одной из самых востребованных населением страны мер материальной поддержки семей, позволяющих поддержать их финансовый и социальный статус.

Статистика, характеризующая реализацию Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в нашей республике, выглядит следующим образом.

Всего с 01.01.2007г. По 01.03.2012 г. в республике уже 13 814 семей получили государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал (84,9 % от численности родившихся вторых и последующих детей).

Принято заявлений о распоряжении средствами МСК — 4 406 чел. (32,9 % от количества выданных сертификатов), из них:

- на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения — 2 520 чел. (57,2 %);

- на улучшение жилищных условий без привлечения кредитной организации — 1 852 чел. (42 %);

- на оказание платных образовательных услуг — 34 чел. (0,8 %);

- на формирование накопительной части трудовой пенсии матери - 3 чел.

Принято заявлений на единовременную выплату в размере 12 тыс. руб. от 13 930 чел.

Как видно из вышеприведенных данных, подавляющая часть заявлений – 99,2% (4369 из 4406) подана на улучшение жилищных условий.

С 01.01.2009г. по 01.03.2012г. в нашем регионе распорядилось средствами материнского (семейного) капитала 3 915 семей (или 13,2% от общего количестваобладателей сертификатов на МСК) на общую сумму 1 399,6 млн. рублей, из них:

  • на улучшение жилищных условий — 3881 чел. - на общую сумму 1 231,2 млн. руб. (88,0 %), в том числе:

    - с привлечением кредитных средств — 2 241чел. - на сумму 739,0 млн. руб. (52,8%);

    - без привлечения кредитных средств — 1 640 чел. - на сумму 492,2 млн. руб. (35,2%);

  • на оказание платных образовательных услуг — 31 чел. - на сумму 1,0 млн. руб. (0,07 %);

  • на формирование накопительной части трудовой пенсии матери — 3 чел. - на сумму 392,2 тыс. руб. (0,03 %).

Единовременная выплата — 13 930 чел.- на сумму 167,0 млн. руб.(11,9 %).

Полностью распорядились средствами МСК — 1742 чел. (13,2 % от количества выданных сертификатов).

Можно с удовлетворением отметить, что федеральный МСК послужил примером и весомым основанием для учреждения в субъектах РФ своих, региональных, МСК.

У нас, в республике, с 1 января 2012 года введена единовременная выплата регионального материнского капитала (далее - единовременная выплата) за счет средств республиканского бюджета.

Единовременная выплата в размере 50 тыс. руб. предоставляется многодетной семье на третьего или последующего ребенка, родившегося (усыновленного) начиная с 1 января 2012 года, если ранее многодетная семья не воспользовалась этим правом.

Однако в ходе реализации 256-го федерального закона сотрудниками Отделения ПФР был выявлен целый арсенал мошеннических схем по обналичиванию средств МСК. Только благодаря бдительности персонала Пенсионного фонда, оперативно подключившего правоохранительные органы республики к мероприятиям по противодействию криминальным проявлениям, удалось сберечь от хищения 31,9 млн. руб. бюджетных средств.

Назовем эти схемы.

Приобретение несуществующего жилья. Так, в конце сентября 2010 года при рассмотрении представленных территориальным органом ПФР проектов решений, у начальника отдела социальных выплат нашего Отделения в ряде дел вызвали сомнения адреса местонахождения приобретаемых владелицами сертификатов жилых помещений. Незамедлительно, проехав по адресам, указанным в свидетельствах о государственной регистрации права собственности, убедились, что объекта - дома по указанному адресу нет.

Отделением были оперативно предприняты меры по подключению соответствующих ведомств и органов к противодействию предполагаемой противоправной деятельности.

По 33 заявлениям (или 1,4% от общего количества принятых заявлений о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий) были приняты решения об отказе в их удовлетворении, в связи с предоставлением заявителем свидетельства о государственной регистрации права собственности на несуществующий объект недвижимости. В итоге сохранены средства МСК в сумме 10,7 млн. рублей.

Приобретение долей жилья

Средства МСК пытаются обналичить полулегальным способом, то есть, фиктивно приобретая жилое помещение у родственников, знакомых и иных лиц. Де факто такая сделка не происходит: хозяин остается жить в «проданном» жилье, а владелец сертификата получает деньги. При этом, дети не получают жилье в собственность, так как не выполняются обязательства оформить в собственность детей долю жилья, поскольку в законодательстве отсутствует норма, определяющая орган, обязанный осуществлять контроль за исполнением данного обязательства.

Владельцами сертификатов приобретаются незначительные по величине доли в праве на жилое помещение (менее 9 кв.м на 1 человека). В этой связи территориальными органами ПФР были приняты 39 отказов (или 1,7% от общего количества принятых заявлений) в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами МСК. Сохранены от хищений средства МСК в сумме 12,7 млн. рублей.

 Еще одна мошенническая схема - приобретение (перепродажа) ветхого жилья:

Риэлторы, находясь в сговоре с руководителями коммерческих организаций, находят лиц имеющих материнские сертификаты и желающих получить по ним денежные средства. Получив согласие матери на обналичивание денежных средств, риэлтор для подтверждения факта улучшения жилищных условий подыскивает дешевую недвижимость в районах республики, как правило, не пригодную для жилья, и заключает с собственником жилья договор купли-продажи (либо договаривается выступить в качестве посредника).

Фактически при заключении данной сделки деньги не передаются. Затем риэлтором от имени матери, как доверенным лицом, в Пенсионный фонд подается заявление о распоряжении средствами материнского капитала. При поступлении на расчетный счет фирмы, якобы выдававшей заем, денежных средств, они делятся между участниками сделки – фирмой и владельцем сертификата.

В этом случае владельцу сертификата перепадает лишь часть – от 30% до 60%, остальное - идет в уплату махинаторам. При этом незадачливые владельцы сертификатов явно рискуют остаться вообще без денег, так как средства МСК перечисляет на счет преступников, а они чаще всего не возвращают денег.

Комиссиями, созданными в территориальных органах ПФР, осуществляется выборочная проверка пригодности для проживания жилья, приобретаемого владельцами сертификатов. В ходе выездных проверок установлено 29 фактов приобретения заявителями ветхого жилья, непригодного для проживания. По всем заявлениям (1,3% от общего количества принятых заявлений) приняты отказы в их удовлетворении, т.к. приобретение ветхого жилья ведет к нецелевому расходованию бюджетных средств. Таким образом сохранены средства МСК в сумме 9,5 млн. рублей.

Оценивая довольно сложную ситуацию, в которой сегодня оказалось наше Отделение, как и другие региональные органы Пенсионного фонда РФ, столкнувшись с фактами многочисленных попыток незаконного обналичивания материнского капитала, прежде всего следует признать несовершенство нормативной правовой базы МСК, в ряде случаев необоснованно ограничивающее возможности реального использования гражданами его средств (напомним, что в нашем регионе лишь 13,2% владельцев сертификатов полностью распорядились средствами МСК). Эти ограничения, заведомо сужающие сферу использования средств материнского капитала для целей повышения жизненного уровня семей, имеющих детей, превращая эту меру поддержки семей в номинальную, заставляют владельцев сертификатов искать реальные пути «ускоренного» доступа к его благам. Однако эти пути лежат вне правового поля. Но, как известно, спрос рождает предложение: на рынок этих услуг выходят сомнительные фирмы с их мошенническими схемами.

Нашим Отделением разработан целый ряд предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие реализацию Федерального закона от 19.12.2006 №256-ФЗ, позволяющие, с нашей точки зрения, более надежно обеспечить целевое использование средств материнского (семейного) капитала, а также существенно повысить социальную эффективность этой меры государственной поддержки семей, имеющих детей.

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ